Rambler's Top100

Rambler's Top100

 

 

 

Фигурное катание

Фигурное катание на коньках – один из наиболее популярных видов спорта, отличающийся эмоциональностью и выразительностью движений. Родиной фигурного катания на коньках принято считать Голландию.

Первые соревнования фигуристов по близкой к современным правилам программе с обязательными упражнения и произвольным катанием проводились в Вене в 1882 году.

В 1908 году соревнования по фигурному катанию были включены в программу... летних Олимпийских игр в Лондоне.

Фигурное катание на коньках включает одиночное катание мужчин и женщин, парное катание и танцы на льду.

Парное катание

На всех турнирах, где есть соревнования в парном катании, они проходят по одной и той же схеме:

Короткая программа (Short Program, SP), в ходе которой спортсмены должны исполнить восемь "предписанных" элементов (required elements).

Произвольная программа (Long Program, LP, Free Skating, FS), где нет четкого списка обязательных элементов, но есть определенные технические требования к содержанию программы.

В большинстве случаев к участию в произвольной программе допускаются все участники, однако на крупных соревнованиях (чемпионатах мира и Европы) иногда вводят ограничение: произвольную программу катают только 24 лучших дуэта (по результатам короткой программы). Результат при этом определяется следующим образом:

TFP = 0,5*(место пары в SP) + (место пары в LP)

Если у двух пар одинаковое TFP, то преимущество (более высокое место в итоговом протоколе) получает та пара, которая заняла более высокое место в произвольной программе.

Одиночное катание

В большинстве случаев соревнования в одиночном катании, проводятся так же как и в парном, с теми же двумя этапами (короткая и произвольная программа) и с той же системой подсчета результатов. Однако на крупных турнирах (чемпионат мира, чемпионат Европы) действует другая, трехэтапная, схема.

Квалификация (Qualification Round, QR). Для участия в квалификации всех спортсменов разбивают на две группы, и они исполняют произвольную программу. Разбивка происходит по следующему принципу: спортсмен, занявший первое место в прошлом году определяется в группу А, фигурист, занявший второе место – в группу B и т.д. Если спортсмен, занявший второе место в прошлом году, в этом году в турнире не участвует, то в группу В определяют, спортсмена, ставшего за год до этого третьим. Спортсмены, не принимавшие участия в прошлогоднем турнире, распределяются по группам в алфавитном порядке.

По итогам квалификации спортсмены, занявшие первые 15 мест в каждой группе (т.е. всего 30 человек) участвуют в короткой программе. При этом не имеет значения, насколько высокие/низкие оценки получили фигуристы в разных группах и насколько хорошо или плохо они выступали. Даже если фигурист, занявший в группе А десятое место, выступит на порядок хуже, чем спортсмен, занявший 16 место в группе В, в которой программе будет принимать участие именно он.

Короткая программа (Short Program, SP), в ходе которой спортсмены должны выполнить восемь "предписанных" элементов (required elements).

24 лучших (по результатам двух первых раундов), исполняют произвольную программу.

Произвольная программа

Первоначально квалификация служила только для сокращения числа участников, однако, начиная с сезона 1998-99 годов, при подсчете общего результата соревнований, учитывается выступление на всех трех этапах. Итоговое место определяется по следующей схеме:

TFP = 0,4*(место в QR) + 0,6*(место в SP) + (место в LP)

Если у двух фигуристов одинаковое TFP, то преимущество получает тот, кто занял лучшее место в произвольной программе.  

Танцы на льду

Наибольшее разнообразие форматов наблюдается в танцах на льду. Схема проведения большинства турниров одинакова и состоит из трех этапов:

Обязательные танцы (Compuslory Dances, CD), представляющие собой фиксированную последовательность шагов, которые фигуристы должны исполнить как можно ближе к исходному рисунку. Лучшие 30 дуэтов переходят на следующий этап.

Оригинальный танец (Original Dance, OD) на заранее указанный ритм. Раньше это всегда был один ритм (вальс, танго, румба и т.д.), но начиная с сезона 1999-2000 года было предложено использовать комбинацию нескольких ритмов. Ритмы оригинального танца выбираются ISU перед началом каждого сезона (вернее в конце предыдущего) и действуют в течении всего сезона. В оригинальный танец должны быть включены восемь обязательных элементов. 24 лучших дуэта исполняют затем произвольный танец.

Произвольный танец (Free Dance, FD), который (начиная с сезона 1998-99) также должен включать в себя предписанные элементы, но в остальном выбор музыки и композиции остается за авторами танца (т.е. спортсменами, их тренером и хореографом).

Но результаты соревнований подсчитываются по-разному. На большинстве "взрослых" турниров, начиная с сезона 2002-2003, а также на этапах Гран-При для юниоров используется один обязательный танец:

TFP = 0,4*(место в CD) + 0,6*(место в OD) + (место в FD).

На других турнирах используется два обязательных танца, и тогда результат определяется следующим образом:

TFP = 0,25*(место в CD#1) + 0,25*(место в CD#2) + 0,5*(место в OD) + (место в FD).

Но и это еще не все. Если число участников очень велико (больше 30 дуэтов), то их перед исполнением обязательных танцев разбивают на две группы. До сих пор это случилось только однажды: на чемпионате мира-2001. Подсчет результатов при этом происходит как и на других турнирах, но две группы вносят дополнительную путаницу.

 

Элементы:

Для начала следует сказать, что лезвие конька имеет два ребра – наружнее и внутренее. Поэтому, когда хотят описать определенный элемент, часто употребляют сокращения типа RFI или LBO. Происхождение этих сокращений очень простое: R (right) означает "правый", L (left) – "левый", F (forward) – "вперед", B (backward) – "назад", I (inside) – "внутрь" и O (outside) – "наружу". То есть RFI означает движение на правой ноге вперед на внутреннем ребре, а LBO – на левой ноге назад наружу. С точки зрения зрителя, единственная сложность здесь – это разница между движением на наружном и на внутреннем ребре, поскольку  фигуристы далеко исполняют четкие дуги, но если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь.

Элементы фигурного катания можно разбить на несколько групп. Самая базовая из них – это шаги. Вообще-то почти любой переход с одного ребра на другое можно расценивать как шаг. В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting steps). И в том, и в другом случае ценится прежде всего четкость и плавность исполнения. В идеале должно быть ясно видно с какого и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того учитывается сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой.

Следующая группа элементов – спирали. С этим понятием есть некоторая путаница, поскольку в английском языке spiral означает вполне определенный элемент, называемый у нас ласточкой, а то что называем спиралями мы, в английском языке будет или spiral sequence, или moves in the field. При исполнении спиралей ценится прежде всего все те же реберность и плавность: насколько четко выражено ребро (насколько оно "глубоко" (deep), насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо "держит" позицию и насколько долго он в ней находится. Следует ценить способность спортсмена скользить на "хорошем" ребре. При оценке комбинации спиралей учитывается так же сложность "перехода" от одной ласточки к другой. Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные (параллельные и совместные) и танцевальные. Однако, несмотря на множество возможных вариантов, критерии оценки остаются практически одинаковыми: центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимальное число оборотов), скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательным требованием является вращение в танцевальной позе (in dansehold).

Прыжки во вращения являются обязательным элементом для одиночников и пар. Их оценивают "двояко" с одной стороны как вращения (то есть по тем же центровке/числу оборотов и т.д.), а с другой стороны по прыжку. В "прыжковой" части главное высота и то, что фигурист должен занять нужную позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по приземлении.

Прыжки принадлежат к числу наиболее эффектных элементов фигурного катания. В настоящий момент "стандартом" для женщин является исполнение все тройных прыжков, кроме акселя, а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных прыжков. Для мужчин "стандарт" все тройные, включая аксель, четверной, а также каскад из четверного прыжка (или тройного акселя) и тройного. Для прыжков, безусловно, наиболее важна чистота приземления. Фигурист должен приземляться на одну ногу, не касаться льда рукой или свободной ногой, и при этом "выезжать" из прыжка, а не останавливаться сразу по приземлении. Однако не менее важен и заход на прыжок: все прыжки должны исполняться с одной ноги и с правильного ребра (наиболее частая ошибка исполнение лутца с внутреннего ребра, а не с наружного). Важна также и амплитуда исполнения прыжка.

Элементами парного катания являются тодесы (death spiral), различающиеся по ребру на котором "скользит" партнерша, выбросы (throws), различающиеся по заходу и называющиеся по соответствующему прыжку, например, выброс тройной сальхов (throw triple salchow), подкрутки (twists), в которых партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед (наиболее распространенный вариант двойной или тройной лутц шпагатом), а также поддержки (lifts), который различают по заходу и положению: рука на бедре (партнер поднимает партнершу за бедро), рука на талии, рука к руке и лассо, при котором партерша перед заходом на поддержку скользит назад перед партнером, а в момент захода поворачивается. Требования к этим элементам легче всего понять из списка ошибок.

 

Костюмы:

О костюмах в фигурном катании ведется много споров, костюмы могут вызывать серьезные нарекания со стороны одних болельщиков, в то время как другие считают тот же костюм вполне нормальным.

Общее определение, даваемое ISU, довольно размыто и гласит, что костюм должен быть приемлимым (или пристойным) для спортивных соревнований (appropriate for athletical competitions). Правила позволяют судьям снимать со второй оценки 0.1 балла за "неправильный костюм", кроме того, предполагается, что если эта мера будет применена, фигуристы должны быть поставлены в известность об этом, чтобы они могли изменить костюм к следующему турниру.

Наибольшее число нареканий среди болельщиков вызывают две вещи. Во-первых, чрезмерная театральность костюмов. В первую очередь это касается танцев на льду, где за последние годы нормой стали платья с длинными (ниже колен) юбками, состоящими из многих слоев материала, да и мужчины, в общем-то, не отстают от своих партнерш. Вторым объектом нареканий стало использование так называемой flesh-coloured fabrics, т.е. ткани телесного цвета, создающей впечатление обнаженного тела. Многие полагают, что девушка, выходящая на лед в платье, верх которого состоит из купальника телесного цвета с живописно разбросанными по нему цветочками, нарушает правила приличия.

Женщины должны быть в юбках (или платьях). Иногда это правило называют Katarina Rule, в честь легендарной немецкой фигуристки Катарины Витт, выступавшей однажды в костюме состоящем из блестящего купальника и незначительно числа перьев на бедрах. После этого правило и было введено. Впрочем, понятия "юбка" и "платье" трактуются весьма и весьма широко.
Мужчины не могут выступать в костюмах без рукавов. В отличие от правила "про юбки", это требование, как правило, выполняется довольно четко.

 

Музыка:

В одиночном и парном катании музыкальное сопровождение должно быть без слов. Голос может присутствовать в нем только в качестве "вокализа", то есть если он используется в качестве музыкального инструмента. В танцах на льду, начиная с сезона с 1999-2000 года, разрешена музыка со словами, но там действуют немного другие правила, согласно им музыка должна содержать ярко выраженный ритм, и именно под него, а не под слова, должны кататься фигуристы.

Фигурист должен чувствовать ту музыку, под которую катается. Кроме того, музыка должна подходить к ритму, темпу и амплитуде скольжения фигуриста, к его или ее манере исполнения элементов. Желательно также, чтобы в музыке были какие-то акценты и фрагменты с разной скоростью или ритмом. Все это накладывает довольно много "неофициальных" ограничений на музыкальное сопровождение.

 

Возрастные особенности:

Международный Союз Конькобежцев делит всех фигуристов на несколько возрастных групп, основными их которых являются юниоры (Junior) и взрослые (Senior).

С таким разделением иногда возникает путаница, поскольку в США и Канаде термины Juniors и Seniors отвечают не возрасту, а уровню (разряду) спортсмена. В этих странах фигуристы проходят определенные тесты, которые носят названия Junior Test и Senior Test, и в соответствии со своим уровнем принимают участие в национальном чемпионате в категории Juniors или Seniors. Еще большую путаницу создает тот факт, что на чемпионатах мира среди юниоров эти страны чаще всего представляют спортсмены, которые у себя на родине, по "внутренней классификации" считаются Seniors.

По международным правилам юниорами являются

1.       В одиночном катании: спортсмены старше 14 лет, но младше 19 по состоянию на 1 июля*.

2.       В парном катании и танцах на льду: пары, где партнерша старше 14 лет, но младше 19, а партнер младше 21 года по состоянию на 1 июля*.

Все спортсмены старше этого возраста относятся к взрослым.

* Оригинал правила гласит "by the 1st of preceeding July" (дословно "предыдущего июля").

 

Турниры и участие в них:

На большинстве турниров по фигурному катанию соревнования проводятся в четырех дисциплинах: мужском одиночном катании (Men Signle Skating), женском одиночном катании (Ladies Single Skating), парном катании (Pair Skating) и танцах на льду (Ice Dance). Схемы проведения турнира в каждой из дисциплин немного отличаются друг от друга, но некоторые общие принципы остаются неизменными: по результатам первого этапа, формируются группы ("разминки") для участия в следующем этапе; первой выступает та группа, участники которой заняли последние места на первом этапе, последней – та группа, участники которой были первыми. Программы, представляемые на разных этапах, оцениваются независимо друг от друга и теоретически ничто не мешает спортсмену, ставшему на первом этапе последним, выиграть второй этап. Окончательные результаты соревнований определяются по так называемым Total Fractioned Placements (TFP), что можно вольно перевести как "сумма мест": чем это число ниже, тем выше место фигуриста в итоговом протоколе. Формула расчета этих TFP зависит от числа программ, показанных фигуристами.

Из всех соревнований радикально другой "формат" имеет только взрослый Финал Гран-При. Причем для его проведения, пока нет устоявшейся схемы. До 2000 года он был таким же как и для всех остальных соревнований.

В 2000 формат был произвольная программа/короткая программа/суперфиналы.

В 2001 – короткая программа/произвольная программа/суперфиналы.

В 2002 – короткая программа/произвольная программа/произвольная программа.

Турниры по фигурному катанию как правило заканчиваются показательными выступлениями или, как их иногда называют, гала-концертами. Обычно в них принимают участие спортсмены, занявшие места с пятого по первое. Чемпионам разрешается катать две программы, остальным фигуристам по одной. Правилами ISU на этот счет оговаривается две вещи. Во-первых, спортсмен, не участвовавший в турнире, не может принять участие в показательных выступлениях после него (по крайней мере без особого на то разрешения). Во-вторых, если фигурист, занявший высокое место, откажется от участия в показательных выступлениях без уважительной причины (скажем, по состоянию здоровья), то часть его призовых денег будет "удержана" организаторами турнира. Большинство ведущих фигуристов наряду с программами для соревнований, перед каждым сезоном готовят также и показательные номера. Если же показательного номера нет, то фигуристы катают короткую программу или фрагменты произвольной.

Помимо этих показательных выступлений многие известные фигуристы зарабатывают деньги, принимая участие в различных ледовых шоу. Большинство из них традиционно проходят в Северной Америке, однако есть и европейские туры. Наиболее известными являются два американских (впрочем, они выступают и в Канаде) тура - Champions on Ice (COI) и Stars on Ice (SOI).

COI – это два тура "зимний" и "летний", в зимнем в основном выступают профессионалы, в летнем и профессионалы, и любители. Как правило в него приглашают чемпионов и призеров чемпионата мира, а также призеров чемпионата США. У COI нет "фиксированного" состава участников – он меняется от одного города к другому, хотя некоторые фигуристы выступают во всех городах.

SOI, наоборот, имеет четко фиксированную труппу, и их программа строится не только из "сольных" номеров, но и из групповых. Хотя формально спортсмены-любители могут выступать в этом шоу, не теряя любительского статуса, на практике этого не происходит, так как плотный график гастролей и репетиций не позволяет фигуристам сочетать выступления в нём, с участием в любительских спортивных турнирах.

Помимо этих туров есть еще несколько европейских, традиционно проходящих летом или весной, в таких странах как Германия, Италия, Франция и Швеция. В России прошлой весной состоялось несколько показательных выступлений наиболее известными из которых стали два питерских шоу: "Очарование ледовых звезд", организованное Алексем Урмановым, и "Ледовый Олимп", организованный Артуром Дмитриевым.

Есть также дополнительные правила, касающиеся участия во взрослых турнирах.

1.             Для участия в чемпионате мира, Европы, Four Contintents или Олимпийских играх спортсмену по состоянию на 1 июля* должно быть 15 лет.

2.             Для участия в остальных любительских взрослых турнирах спортсмену, по состоянию на 1 июля* должно быть 14 лет.

* Оригинал правила гласит "by the 1st of preceeding July" (дословно "предыдущего июля"). Почему была выбрана именно эта дата, неизвестно, видимо потому, что 1 июля для фигуристов середина межсезонья. Таким образом фигуристка родившаяся 30 июня 1982 года, в сезоне 2001-02 года будет считаться "взрослой", а девушка младше ее на три дня (т.е. родившаяся после 1 июля) – юниором.

Некоторое время существовало дополнительное правило (age loophole), позволявшее спортсменам младше "15 лет" принимать участие во взрослых чемпионатах мира, Европы, Four Continents и Олимпийских играх, если они попадали в число призеров предыдущего чемпионата мира среди юниоров, однако Конгесс ISU 2000 года отменил эту "лазейку". Наиболее известными фигуристами, которые успели воспользоваться этим исключением, были россиянин Евгений Плющенко и американка Сара Хьюз.

В фигурном катании существует разделение спортсменов на любителей (amateur, eligible) и профессионалов (professional, uneligible). В основных турнирах (чемпионатах мира, Европы, Олимпийских Играх) принимают участие спортсмены-любители. В русском языке слово "любитель", как и английское слово amateur, несет некоторый налет "несерьезности" (любительская съемка и т.д.), что в случае фигурного катания в корне не верно. Для большинства спортсменов-любителей фигурное катание – это профессия, которой они занимаются по несколько часов каждый день, начиная с 5-6 летнего возраста. Гораздо ближе по смыслу английское слово "eligible", употребляемое почти во всех документах ISU, но на русский язык переводимое не слишком красиво (годный, желательный, подходящий, приемлемый, могущий быть избранным).

"Любитель" – это просто термин еще и потому, что это не означает, что спортсмены не получают за свои выступления денег. Первоначально в фигурном катании, как и во многих других видах спорта, разделение на любителей и профессионалов действительно происходило по "денежному" принципу. Те, для кого спорт был основным источником доходов считался профессионалом, а любителями считались те, кто выступал на турнирах из "спортивного интереса". Однако это давно уже не так. Ведущие спортсмены-любители успешно выступают на многочисленных коммерческих стартах, участвуют в ледовых шоу, заключают контракты на рекламу различных продуктов. Кроме того, они получают призовые деньги за участие даже в таких, казалось бы, чисто спортивных турнирах как чемпионаты Европы и мира. 

В чем же в таком случае разница?

Разница в том, в каких турнирах они участвовали и в каких они могут участвовать. A priori все спортсмены считаются любителями, что соответствует действительности, поскольку практически все спортсмены, выступающие сейчас в профессиональных шоу, начинали свою карьеру, выступая любительских турнирах, пусть бы даже и на чемпионатах своей страны среди юниоров. Единственный способ, которым спортсмены могут утратить свой любительский статус – это выступить на турнире, несанкционированном Международным союзом конькобежцев (ISU unsanctioned event).

Собственно, это все, что касается правил, дальше начинаются детали. Например, нет четко фиксированного списка "несанкционированных" (т.е. проводимых не под эгидой ISU) турниров. "Санкционированы" (sanctioned), естественно, все любительские турниры, а также открытые (Opens, ProAm) соревнования. К числу "разрешенных" относятся также многие ледовые шоу, включая два крупнейших американских тура: Champions on Ice и Stars on Ice. Кроме того, ISU предоставило свободу определять "санкционированность" турниров национальным федерациям, в итоге чего шоу "санкционированное" для американских фигуристов, может оказаться "несанкционированным" для канадских и наоборот, но на практике это встречается очень редко. Список разрешенных турниров и шоу время от времени меняется.

В сезоне 1998-99 года, когда ISU впервые стали проводить открытые турниры, такой статус получили и многие традиционно чисто профессиональные соревнования. Это позволило Алексею Ягудину стать в 1999 году чемпионом мира как среди любителей, так и среди профессионалов (выиграв, соответственно, чемпионат мира в Хельсинки и турнир 1999 World Pros). Но уже в следующем сезоне от идеи превращения большинства профессиональный турниров в открытые отказались, поскольку она не нашла широкой поддержки среди североамериканской публики. Открытых турниров осталась немного (Japan Open, Masters of Figure Skating), большинство же (в том числе и World Pros) снова сделали чисто профессиональными, т.е. такими, участие в которых влечет за собой потерю любительского статуса.

Следует особо отметить, что "неучастие" в любительских турнирах не означает перехода в профессионалы. Например, американец Тодд Элдридж пропустил два чемпионата США и два чемпионата мира, но тем не менее сохранил за собой любительский статус, поскольку он выступал только в открытых соревнованиях и "разрешенных" шоу.

Что же касается тех турниров, в которых фигуристы могут участвовать, то в двух словах: любители могут участвовать в любительских соревнованиях, профессионалы – в профессиональных, плюс и те, и другие могут участвовать в открытых турнирах. Любители, приняв участие в чисто профессиональном турнире, теряют "любительский" статус. Профессионалы в международных любительских турнирах участия принимать не могут. Профессионалы, по договоренности с национальной федерацией могут участвовать в некоторых любительских турнирах на территории своей страны, но представлять страну на международных соревнованиях они не могут. Следует особо отметить, что возращение из профессионалов в любители невозможно даже в случае смены партнера в парах или танцах (даже если один из партнеров имеет любительский статус), а также в случае смены дисциплины, то есть, например, перехода из парного катания в одиночное или наоборот.

Для международных турниров, проводимых под эгидой ISU, действует общее правило: не более трех участников от страны в каждой дисциплине. Т.е. максимальное число фигуристов из одной страны – 18 (3 танцевальных дуэта, 3 пары, 3 мужчин-одиночников и 3 женщин-одиночниц). Иногда из этого правила делаются исключения и странам-хозяйкам турнира позволяют заявлять больше фигуристов, но это касается только небольших соревнований.

Исключением из этого правила являются Финалы Гран-При (среди взрослых и юниоров), список участников которых определяется только очками набранными на отборочных турнирах. Так, например, в финал Гран-При, проводившемся с январе 2000 года в Лионе участвовало 4 российские фигуристки-одиночницы.

Кроме того, есть дополнительные ограничения на число участников чемпионатов мира и Европы, так называемые Country Points, учитывающие результаты выступления спортсменов этой страны на прошлогоднем турнире. Естественно, что для определения числа участников чемпионата Европы, берутся результаты предыдущего чемпионата Европы, а для определения числа участников чемпионата мира – предыдущего чемпионата мира. Такая же система действует при определении числа участников чемпионата мира среди юниров. Турнир Four Countinets, пока не имеет таких ограничений, и любая неевропейская страна-член ISU может послать до трех участников. На Олимпийские Игры спортсменов (страны) отбирают по результатам предшествующего чемпионата мира, а также специальных квалификационных соревнований.

Country Points

1.      Если страну на турнире представляло трое спортсменов, то учитываются результаты только первых двух.

2.      Если спортсмен занял место ниже 15 или вообще не прошел в финальную часть соревнований, то ему присваивается 16 очков. В других случаях спортсмен получает очки в соответствии с занятым местом (первое место –1 очко, второе –2 очка...)

3.      Если страну представляло двое спортсменов, то в следующем году можно заявить троих, если сумма мест будет не больше 13 и двоих – если не больше 28.

4.      Если участвовал только один спортсмен, то в следующем году может принять участие трое, если сумма мест не больше 2 и двоих – если не больше 10.

5.      Все остальные страны-члены ISU могут заявить одного участника.

 

Смена гражданства:

1. Для Олимпийских Игр: спортсмен должен быть гражданином той страны, которую он представляет. Если спортсмен ранее выступал за другую страну, то представлять новое государство он может только через три года после смены гражданства. Однако этот срок может быть сокращен в случае согласия Национальных олимпийских комитетов и спортивных федераций двух стран, а также получения разрешения от представителей Международного Олимпийского Комитета.

2. Если спортсмен представлял другую страну на национальном, конитентальном, мировом чемпионате или Олимпийских играх, то он не может выступать за другую страну в этом же сезоне, даже если он имеет гражданство нового госудаства. Выступать за "новую родину" на национальных турнирах фигурист сможет только в следующем сезоне, а на международных только по истечении 12 месячного "карантина" и после получения специального документа от ISU (Certificate of Clearance).

Такая трактовка правила является относительно новой. 12 месячный карантин раньше устанавливался только для фигуристов, не имеющих гражданства "новой родины". Это изменение было принято на Конгрессе ISU летом 2000 года.

 

Судейство:

Начиная с сезона 2002-2003 на крупнейших международных турнирах (Чемпионаты мира, Европы и Четырех Континентов) судейская бригада будет выбираться следующим образом: из 20 судей, заявленных на турнир в каждой из категорий, будут выбраны 14, которые составят судейскую бригаду. Все 14 судей будут судить соревнования, однако непосредственно перед началом турнира будут случайным и секретным образом выбраны 9 из них, чьи оценки будут "учитываться" при подсчете результатов турнира. При этом ни сами судьи, ни зрители не будут знать чьи же оценки "идут в ход".

Выступления фигуристов оцениваются двумя оценками: "за технику" (technical merit) и "за представление программы" (presentation merit).

Вторая оценка, действительно, называется именно так – "за представление программы". Такой критерий как "артистизм" в любительском фигурном катании вообще не употребляется.

Поставленные судьей оценки суммируются и чем больше эта сумма, тем выше место данного фигуриста по мнению данного судьи. Если для нескольких фигуристов сумма совпадает, то используется система "преимуществ" (tie breackers). В коротких программах и обязательных танцах более высокое место получает спортсмен, получивший более высокую оценку за технику, а в произвольных программах, оригинальном и произвольном танце – тот, кто получил более высокую оценку за представление программы. Потом "мнения" судей (т.е. их относительная расстановка спортсменов) учитывается по особым правилам и определяются результаты данного этапа соревнования.

В случае короткой программы судья, по окончании выступления, определяет базовые оценки за технику и за представление программы. Затем из этих оценок вычитаются десятые балла за допущенные ошибки и помарки. Таким образом и получается итоговая оценка, которую зрители видят на экране. В случае произвольной программы одиночников и пар система немного другая. Поскольку там нет четкого списка обязательных элементов, но нет и четкого списка "наказаний" (вернее он есть, но довольно короткий). Если короткую программу судьи оценивают путем "вычитания" (наказаний из базовой оценки), то произвольную – путем "сложения" (некий "плюс" за каждый выполненный элемент). Сорванные элементы при этом как бы "игнорируются", вернее, не оказывают на итоговую оценку такого явного влияния как в случае с короткой программой.

Дополнительную сумятицу вносит и тот факт, что сами по себе оценки, как это не парадоксально, не так уж и важны – важно то место, которое судья отводит данному фигуристу в своей "табели о рангах", а ставит ли он ему 5.8 или 5.5 – не принципиально и зависит от его личной "шкалы". Важнее, какое место означают эти числа. Может получиться, что один судья оценивает выступление фигуриста на 5.8/5.8, а другой на 5.6/5.7, но оба при этом дают ему второе место.

Часто можно также слышать, что спортсмена пытались засудить, поставив ему за чистый прокат 5.8, хотя по мнению зрителей, он заслуживал высшей оценки 6.0. Однако, в данном случае на оценку может влиять еще и стартовый номер. Если фигурист, занимавший третье место после исполнения короткой программы, выступает первым в группе сильнейших, он (она или они) практически гарантированно не получит шестерки и очень вероятно, что не получит и 5.9, как бы хорошо он не откатался. Не потому, что судьи хотят "не дать ему выиграть", а просто потому, что после него будет выступать еще несколько сильных спортсменов, и судьям надо иметь возможность поставить их выше, если они выступят лучше.

Разумеется, судейство, все-таки во многом субъективно и это "всего лишь" мнение данного судьи, но это мнение – мнение профессионала, прошедшего специальную подготовку и знающего на чем, согласно правилам, он должен свое мнение основывать. Основная проблема с судейством в том, что в фигурном катании очень много элементов, а к этим элементам, в свою очередь, очень много требований. Что важнее для вращения: скорость, центровка, число оборотов или правильность позиции? Следует ли более сложный прыжок, исполненный с помаркой оценивать выше, чем чисто исполненный, но более простой? На все эти, а также множество других вопросов, зачастую нет однозначного правильного ответа. Одни считают, что лучше вращаться "медленно, но аккуратно". Другие, что скорость и большое число оборотов, а также сложность перехода из одной позиции в другую с лихвой компенсируют возможное смещение в процессе вращения и некоторую неаккуратность позиций. К тому же на все эти вопросы судья отвечает только одной оценкой, при этом сам "мыслительный процесс" оказывается "за кадром", что оставляет большой простор для домыслов со стороны болельщиков и журналистов, зачастую идущих по простому пути ("наших хотят засудить") и не пытающихся рассмотреть выступления фигуристов с "технических" позиций.

Часто говорят, что судейство в фигурном катании предвзято и субъективно, поскольку один спортсмен исполняет безошибочную на первый взгляд программу (т.е. избегает падений и других грубых ошибок), но при этом уступает другому, который, скажем, упал при исполнении прыжка в короткой программе. Возможны по крайней мере два варианта:

а) первый фигурист на самом деле откатался небезошибочно, но ошибки его были не так заметны, как падение второго. Наиболее часто в таких случаях речь идет о недостаточном числе оборотов во вращениях или недостаточном числе шагов предшествующих требуемому "прыжку с дорожки шагов" и т.д. Если таких ошибок "накопится" довольно много, то суммарное "наказание" за них может превысить 0.4 балла (которые снимают за падение на прыжке). И в итоге первый фигурист получит более низкую оценку за технику, чем второй, хотя на первый взгляд все было сделано идеально.

б) первый фигурист действительно не допустил ошибок, наказываемых снятием баллов, но при этом общий уровень исполнения элементов был довольно низким. Или программа была слишком простой. Тут есть множество вариантов, например, поощряются программы, где все элементы соединены между собой шагами (в отличие от тех, где дорожка шагов присутствует только в качестве обязательного элемента). Поощряется сложность и оригинальность хореографии, и пожалуй, самое главное – техника исполнения всех элементов. Причем, техника исполнения это не только упал/не упал, но еще и множество гораздо менее заметных неподготовленному зрителю вещей, центровка вращений, "реберность" и четкость скольжения и многое другое. И, опять же, сложность программы в целом, причем не только в прыжках (большинство женщин в короткой программе, например, прыгают каскад 3L/2T, 3F с дорожки шагов и 2A ), но и в остальных элементах. Все это вместе может привести к тому, что первый фигурист за безошибочно исполненную программу получит 5.4 или 5.5 в качестве базовой (и финальной) оценки, а второй, имея 5.9 в качестве базовой оценки за всю программу в целом, после снятия 0.4 балла за падение, получит 5.5 в качестве финальной оценки за технику, что может оказаться даже выше, чем оценка первого фигуриста.

Отдельного упоминания заслуживает вторая оценка – за представление программы. Мало кто отдает себе отчет в том, что это отнюдь не оценка способности заворожить публику своими движениями. Разумеется и музыкальность, и "вкладывание души в исполнение" имеют большое значение, но помимо этого во вторую оценку включается еще много других чисто "технических" понятий. Например, общая целостность и сложность композиции или сбалансированность программы (т.е. наиболее сложные элементы (прыжки) распределены по всей программе, а не исполняются в течение первых полутора-двух минут). 

Падение, как это ни странно, также не всегда ведет к вычетам десятых балла из второй оценки. Конечно, если фигурист, исполняющий свою программу легко и вдохновенно, вдруг падает, это портит впечатление и в некотором роде действует "отрезвляющее" на зачарованную публику, но судьи судят не обаяние или шарм, а оценка за представление программы по своему содержанию достаточно "технична". Фигурист упавший посередине программы может получить в качестве второй оценки 5.9, по целому ряду причин, например, потому, что данному судье, уже отдавшему 5.7 и 5.8 другим спортсменам надо "обозначить", что этот фигурист заслуживает большего.

 

Информация принадлежит сайту

о фигурном катании

http://www.skating.nm.ru/

 

 

Сайт создан в системе uCoz